Почему расписка так важна
Расписка – это документ, составленный в письменной форме, который гарантирует, что физическое или юридическое лицо выполнит свои обязательства или вернет долг. Такой документ имеет юридическую силу и может быть предоставлен в суде как доказательство правоты одной из сторон. После того как долг был выплачен или обязательства выполнены, документ передается должнику. Обязательства считаются выполненными при предъявлении расписки о получении денег и передаточного акта недвижимости (здесь указывается, что долг выплачен, претензий нет).
Расписка может быть двух видов:
- Простая рукописная. При составлении документа должны присутствовать свидетели – они поставят подписи, укажут контактные данные и смогут подтвердить, что подпись настоящая.
- Официальная, заверенная нотариусом – официальный договор займа.
Чаще всего документ составляют при займе денег в долг, предоставлении временного места жительства, при оформлении сделок купли-продажи, например, расписки при покупке квартиры. Если покупатель недвижимости отказывается выплачивать долг, то продавец имеет право взять расписку, и пойти с ней в суд – она считается официальным документом.
Достоинства и недостатки расписок
У всего имеются положительные и отрицательные стороны. Расписка не является исключением. Ее преимущества следующие:
- официальный документ, который составляется при свидетелях, имеет подписи и данные должника, позволит вам в случае чего обратиться в суд и доказать правоту;
- строгие условия не позволят продавцу менять время, завышать цену: то что указано в документе нерушимо – определенный срок и сумма;
- расписка выступает как своеобразный чек об оплате.
К сожалению, документ не идеален и имеет определенные изъяны:
- остается риск встречи с обманщиками, которые могут оставить ни с чем;
- невозможно подтвердить передачу денег, если указанная в расписке информация была неточной.
Надежнее всего составлять и заверять расписку у нотариуса. В нотариате вам дадут всю необходимую информацию, ответят на вопросы и предоставят образец документа. Правильно составленная и заверенная расписка имеет в суде полную юридическую силу.
Правила оформления
Расписку непременно нужно правильно написать, в противном случае она будет недействительной. Только письменная форма! Устная форма крайне ненадежна, ведь заключение соглашения доказать сложнее, практически невозможно. Расписка должна содержать следующую информацию:
- данные паспорта;
- показания, подписи и контактные данные свидетелей процедуры;
- прописка обеих сторон, адрес регистрации недвижимости;
- подписи участников соглашения;
- ФИО, дата передачи денег и создания расписки;
- сумма денег в двух вариантах: цифрами и буквами.
Каждый из указанных пунктов пишется внимательно и тщательно перепроверяется. Ошибка может стоить вам потери квартиры или финансов.
Требования, которые необходимо выполнять
Четких правил в написании расписки нет. Однако есть моменты, которые нельзя игнорировать – это для вашего же блага. Незначительные, но полезные правила расписки, которые следует соблюдать:
- Точность. В расписке должны быть указаны точные реквизиты продавца и покупателя. Реквизиты должны быть исключительно покупателя, не друга или родственника. Хотя такой вариант допускается при нотариальном заверении. Адрес недвижимости тоже должен быть точным.
- Никакой спешки. Текст пишется аккуратно, неторопливо. Буквы должны быть понятными. Расписка должна быть написана от руки. Существует печатный вариант, на который вручную ставится только подпись, но он менее надежен – его могут оспорить. Однако, такой вариант допускается, если расписку заверил нотариус. В иных случаях лучше вариант от руки – по почерку можно установить личность.
- Пробелы. Пробелов в тексте быть не должно! Туда запросто можно вписать любую информацию. На пустое место помещают прочерк.
- Обязательная информация. Документ имеет юридическую силу, если в нем есть указания, что деньги даны в долг, день и сумма займа, срок возвращения долга. В случае отсутствия этих данных, документ бесполезен, он не имеет юридической силы.
- Подпись. Заёмщик обязательно должен поставить свою подпись. Её нужно сверить с подписью в паспорте или другом документе, который принадлежит данному человеку. Лучше перестраховаться и создать копию паспорта.
Особенности составления расписки при продаже квартир с несколькими собственниками
Когда квартира имеет нескольких продавцов-собственников, то оформление расписки выглядит несколько иначе.
В случае приобретения квартиры у двух или более собственников в расписке должны быть подписи всех, кто присутствовал при её составлении – это нужно для заверения соглашения купли-продажи. Если квартира принадлежит нескольким собственникам, но каждый из них имеет определенный размер доли недвижимости и получает за это определенную сумму, то каждый продавец доли составляет отдельную расписку. В ней прописывается сумма, которую получит за квартиру конкретный владелец. ,
Необходимо ли присутствие нотариуса при составлении расписки
Нотариат защищает права и интересы граждан государства. При составлении расписки должны присутствовать не только свидетели, желательно воспользоваться услугами нотариуса. Официально заверенный документ имеет большую надежность и юридическую силу.
После того как на бумаге были указаны все данные, прописаны суммы, сроки и проставлены подписи покупателя и продавца, нотариус обязан объявить сделку официальной, то есть заверить документ – он поставит свою подпись и печать. Теперь сделка считается законной. Особенно важно заверение, когда вариант не рукописный, а печатный – его легко оспорить в суде.
Нотариус может помочь при составлении бумаги: подскажет, как правильно заполнять, соблюдая все существующие правила. Использование помощи нотариуса не обязательно, но желательно. Однако, если участники сделки полностью доверяют друг другу, то заверение им не потребуется.