5 мин
28 ноября 2021

Как прописаться в квартире после покупки

И что будет, если этого не сделать

По закону жители России должны регистрироваться в квартире, в которой постоянно живут. Не обязательно прописываться в новой квартире, если вы не собираетесь в ней жить, но регистрация понадобится, чтобы оформить льготы или записать детей в ближайшую школу.

Прописку можно оформить в МВД, МФЦ или через Госуслуги

Прописка — это устаревшее слово. Сейчас ее называют регистрацией и она бывает нескольких видов:

  • по месту жительства — постоянная регистрация там, где человек живет постоянно или большую часть времени;
  • по месту пребывания — регистрация там, где человек живет временно. Временная прописка не заменяет и не отменяет постоянную: можно иметь регистрацию по месту жительства в одном городе и по месту пребывания — в другом.

Мы расскажем именно о постоянной прописке, штамп о которой ставят в паспорт. Есть три способа зарегистрироваться по месту жительства: через МВД, портал госуслуг и многофункциональный центр. У каждого своя процедура.

МВД. Раньше регистрацией занимались паспортные столы, теперь это делают органы регистрационного учета МВД. Чтобы узнать, где находится ваше отделение, нужно позвонить в любой отдел МВД и спросить, какое отделение относится к вашему адресу. Это также можно сделать через сайт МВД.

Обычно в органах МВД принимают по живой очереди, поэтому процесс может затянуться на несколько часов.

Из документов нужны:

  • заявление о регистрации по месту жительства;
  • паспорта всех собственников недвижимости;
  • письменные согласия проживающих в квартире лиц;
  • разрешение органа опеки (в случае, если собственниками являются несовершеннолетние, недееспособные или ограниченно дееспособные);
  • паспорта или свидетельства о рождении тех, кого прописывают;
  • выписка из ЕГРН о регистрации сделки, а также сами правоустанавливающие документы (договор и акт приема-передачи).

Если среди собственников квартиры есть несовершеннолетние, им не обязательно приходить на регистрацию: достаточно предоставить разрешение опекуна. А если кто-то из собственников не может присутствовать лично, можно оформить согласие у нотариуса.

МФЦ. Многофункциональный центр принимает граждан по талонам и по электронной записи через сайт. Узнать адрес своего МФЦ можно через сервис Мои документы. С собой нужно взять паспорта владельцев, выписку из реестра недвижимости и документы тех, кого нужно прописать.

Адреса МФЦ — на Моих документах

Госуслуги. Заявление на регистрацию можно подать через портал без очереди или записаться на личный прием в ведомство. При электронной регистрации сканы документов загружают на сайт, но потом всё равно нужно прийти в МВД с оригиналами. Через Госуслуги можно записаться на точное время подачи, а можно отстоять живую очередь в органах МВД. Адреса МФЦ — на Моих документах

Паспорта заберут, чтобы проставить регистрацию

Прописка занимает от трех до восьми рабочих дней, а если делать ее через Единый портал госуслуг, то результат будет в день предоставления паспорта и документа, который является основанием для вселения. Если одновременно нужно выписаться из другого жилья, процесс может затянуться до двух-трех недель.

Сроки регистрации — сайт Госуслуг

В МВД или МФЦ, паспорта тех, кто регистрируется в квартире, заберут на срок до недели, чтобы проставить штамп. Взамен выдадут расписку с номером дела. Если в это время где-то нужно будет вписывать паспортные данные, например покупать билеты на поезд, лучше заранее сделать фотографии документов.

При подаче документов через Госуслуги паспорт можно не отдавать: к тому моменту, когда заявитель приходит с оригиналами, все данные из электронного заявления уже проверены, а сотруднику полиции остается только поставить штамп о прописке.

Можно ли прописаться в ипотечной квартире

Есть миф, что пока квартира находится в ипотеке, прописаться в ней нельзя. Это не так. Банк выступает держателем залогового имущества, а у тех, кто взял ипотеку, есть право на регистрацию по месту жительства.

Иногда банки могут ограничивать прописку, чтобы перестраховаться на случай неуплаты долга. Если заемщик не сможет оплачивать ипотеку, банку придется продавать квартиру и выписывать из нее всех жильцов, а это лишние расходы. Поэтому прописать в ипотечной квартире обычно можно супругов, детей и родителей. Для других родственников нужно получать отдельное разрешение от банка. Получается, детей прописывают вместе с родителями, здесь ограничений нет, а вот дальних родственников, например дядю или бабушку, банк может не одобрить.

Некоторые банки позволяют тому, кто регистрируется в жилье, стать созаемщиком ипотечного жилья, чтобы получить право на прописку. Например, если двоюродный брат живет в квартире и хочет прописаться, банк может предложить ему принять на себя финансовые обязательства по кредиту. Но чаще просто отказывают в просьбе о регистрации дальних родственников и знакомых.

В ипотечном договоре также указывают, что при неуплате долга из квартиры будут выписаны супруг и дети.

Что будет, если не прописаться

Если место жительства изменилось, нужно в течение семи дней сообщить об этом в МВД. Если этого не сделать, можно получить штраф, но при условии, что государство об этом узнает — так бывает, например, при переоформлении паспорта. Причем штраф получит и владелец жилья, в котором живет незарегистрированный человек.

Сроки регистрации по месту жительства — постановление правительства

Так, например, штрафы за отсутствие регистрации в Москве и Санкт-Петербурге составят:

  • от 3000 до 5000 рублей — за отсутствие прописки или просрочку регистрации по новому месту жительства;
  • от 5000 до 7000 рублей — для собственников жилого помещения, в котором проживают незарегистрированные лица;
  • от 300 000 до 800 000 рублей — для юридических лиц, которые предоставляют жилье людям без прописки.

Регистрация нужна не только потому, что без нее можно нарваться на штраф. С помощью прописки государство ведет учет граждан: выясняет, кто и где живет, как долго и с кем. Эта информация нужна, чтобы оформлять пособия, льготы, взыскивать долги и разыскивать преступников.

Кроме того, каждому жителю страны полагается свой набор услуг, например, он может ходить в поликлинику, получать социальные пособия и льготы, оформлять детей в школу и садик. Чтобы всем хватило места, государству нужно знать, где живет человек. Так можно рассчитать, сколько врачей должны работать в поликлинике и сколько мест нужно в районной школе.

Поэтому граждане обязаны регистрироваться по месту жительства. Но закон также говорит о том, что отсутствие регистрации не может быть основанием для ограничения прав и свобод граждан. Значит, человеку нельзя отказать в какой-либо услуге только потому, что у него нет прописки.

В некоторых случаях со школами и садиками придется поспорить, чтобы доказать, что они должны принять ребенка даже без регистрации. Еще, например, могут быть проблемы с региональными социальными выплатами, которые привязаны к месту регистрации заявителя, или с получением кредита — банки опасаются, что человек исчезнет и его придется искать в другом регионе.

Список использованных источников

Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 (ред. от 06.06.2023) «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.

Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25.06.1993 N 5242-1 (последняя редакция) // СПС КонсультантПлюс.

Создано: 28 ноября 2021

Еще по теме

Как получить 450 000 рублей на погашение ипотеки многодетным семьям
5 марта
5 мин
Как организовать рабочее место дома
27 февраля
8 мин
Кадастровый учёт. Как привести документы на землю в порядок?
22 февраля
5 мин
Как меньше платить по действующей ипотеке
13 февраля
9 мин