Соблюдайте главные требования к детской
Есть вещи, которые стоит учитывать в первую очередь. Они напрямую касаются здоровья, безопасности и комфорта детей. Всё остальное можно продумывать, когда эти принципы уже соблюдены.
Комфорт. Дети разные — каждому будет комфортно что-то своё. Дизайн детской комнаты стоит выбирать с учётом характера. Спокойному, читающему ребёнку понравится, если под рукой будет много книжных полок. А гиперактивный юный спортсмен оценит комплексы для активных игр.

Если места не хватает, игровые комплексы можно встроить в другие предметы мебели. Источник
Безопасность. Это особенно важно для малышей до 3 лет. В своей комнате ребёнок должен быть защищён от неприятностей. Нужно продумать обстановку так, чтобы с ним ничего не могло случиться, даже если родитель отойдёт. Для этого понадобится:
- Защита от детей на окнах, чтобы ребёнок не мог их открыть.
- Отсутствие острых углов — мебель со скруглёнными краями, силиконовые накладки.
- Специальные розетки с защитой от детей, куда нельзя сунуть палец или предмет.
- Отсутствие стеклянных, керамических, легко бьющихся предметов.
- Спрятанные от ребёнка провода, например убранные в специальный короб.
Экологичность. Некоторые материалы, например некачественная ЛДСП, могут выделять в окружающую среду вредные вещества. Для детей это особенно опасно: они маленькие и легче подвергаются воздействию. Чтобы избежать риска, можно поступить двумя способами:
- Выбирать для дизайна детской комнаты материалы, которые точно ничего не выделяют, — дерево или МДФ.
- Если мебель всё же из ЛДСП — покупать её у надёжных производителей и всегда проверять сертификацию. Нужно, чтобы класс эмиссии материала был не выше E1.
Можно ориентироваться на запах материала. Если предмет сильно пахнет чем-то химическим — выше риск, что он будет выделять вредные вещества.
Функциональность. Комната должна быть практичной и давать ребёнку возможность делать всё, что ему нужно. Например:
- Маленьким детям необходимо пространство, чтобы двигаться и исследовать мир. А ещё места, где можно поиграть.
- Школьникам — обустроенное рабочее место, чтобы не приходилось делать домашнее задание за столом на кухне.
- Детям любого возраста пригодятся системы хранения, из которых ребёнок сможет легко достать необходимую вещь.
Надёжность. Дети могут прыгать на кровати, бросать вещи, по неосторожности что-то ломать. Стоит учесть это заранее — выбирать мебель и предметы обстановки, которым не страшна поломка. Тут советов два:
- отдавать предпочтение надёжным предметам, которые сложно сломать, — они выдержат детские игры;
- выбирать не слишком дорогую мебель — если она всё-таки сломается, замена не ударит по бюджету.
Выбирайте решения «на вырост»
Дети растут стремительно. Через три года у них будут совсем другие предпочтения, изменятся потребности и рост. Но менять весь интерьер каждые несколько лет — затратно и неудобно. Поэтому оформление детской стоит заранее продумывать с учётом будущего взросления. Вот какие решения в этом помогут.
Износоустойчивые покрытия. Маленькие дети рисуют на стенах, наклеивают на них стикеры и трогают грязными руками. Чтобы не менять обои каждые полгода, стоит выбирать устойчивые покрытия:
- моющиеся обои, которые можно легко оттереть от пятен;
- краску для стен на водной основе;
- пробковые доски и панели.
Для пола подойдут ламинат, кварцвиниловая плитка или инженерная доска. А если хочется постелить ковёр, лучше выбирать из синтетических вариантов с коротким ворсом. Его легче отмыть от последствий детских игр. Или вообще обойтись без ковра.

Для маленьких детей можно выбрать игровые или развивающие ковры: с цифрами, предметами или имитирующие поле для игр. Источник
Нейтральная цветовая гамма. Детские товары пестрят красками, но вот в обстановке комнаты стоит избегать слишком интенсивных цветов. Ребёнок подрастёт, и ярко-розовый интерьер с героями мультиков перестанет ему нравиться. Лучше выбрать что-то более нейтральное:
- пастельные, приглушённые оттенки — бледно-розовый, мятный, голубой;
- природные цвета — серый, коричневый, бежевый и зелёный;
- натуральные текстуры — дерево или ткань.
В качестве декора можно выбрать нейтральные принты, уместные в любом возрасте. Например, фотообои с интересным, но спокойным сюжетом: пейзаж, небо, звёзды и так далее.

Вот два примера. В первом часть стены выделили обоями с изображением воздушного шара, во втором — принтом в виде летящих птиц. Они хорошо впишутся в интерьер и для дошкольника, и для тинейджера. Источник 1, источник 2
Мебель с регулировками. Начиная с трёхлетнего возраста ребёнок в среднем вырастает на 5–6 см в год. Старые кровати, шкафы и стулья становятся ему малы. Чтобы не заменять половину мебели каждый год, можно выбрать регулируемые модели. Сейчас их много на рынке:
- столы с изменяемой высотой;
- кресла, где можно настроить высоту, наклон спинки и расположение подлокотников;
- кровати с регулируемой длиной спального места;
- модульные шкафчики и полки, которые можно по-разному сочетать и переставлять.
Многие модели такой мебели выпускают специально для детей. Она впишется в дизайн детской комнаты, и её не придётся постоянно менять. А если повезёт — прослужит до самого выпускного.

Примеры растущей мебели — стол с регулировкой высоты и раздвижная кровать, которую можно настроить под рост. Источник 1, источник 2
Заранее продумайте освещение
В дизайне интерьера детской лучше учитывать несколько сценариев освещения. Это важно, потому что свет нужен детям в разных обстоятельствах:
- когда ребёнок играет в комнате вечером — яркий потолочный свет;
- для чтения на ночь или учёбы — локальные светильники с направленным светом;
- в качестве ночного света, если страшно спать в темноте, — ночники.
Чтобы закрыть все сценарии, необходимо несколько светильников. Это люстры на потолке, источники рассеянного света, настольные лампы и бра. Расположить их можно на усмотрение родителей. Но важно учесть две вещи.
Свет должен охватывать зоны, где им будут пользоваться. Например, рабочее место — именно там нужны лампы с направленным светом. Или кровать, у которой лучше разместить источник мягкого света вроде ночника.
Розетки и светильники должны быть рядом друг с другом. Это нужно, чтобы провода не тянулись по комнате. Так комната станет безопаснее для ребёнка, да и пользоваться светильниками будет удобнее.

Например, в этой комнате источников света несколько. Это рассеянное потолочное освещение, похожее на звёзды, настольные лампы на столе и тумбочке и ночник в виде луны. А ещё подсветка в рабочей зоне. Источник
Помните о зонировании
Дети занимаются разными делами — и лучше, чтобы для каждого занятия было своё место. Без чёткого зонирования в комнате сложнее убираться, а ребёнку не так легко настроиться, например перед учёбой.
Какие зоны нужны детям, зависит от возраста и увлечений. Например, спортсмену понадобится место для тренировок, а юному натуралисту — столик для экспериментов. Но есть три главные зоны, которые важны для любого ребёнка. Вот какие.
Зона для отдыха. Это место, где ребёнок отдыхает: спит, расслабляется после учебного дня, читает. Его важно сделать максимально спокойным и уютным. Поэтому такие зоны обычно размещают в дальней части комнаты — не в центре, не на виду. Там располагаются кровать, прикроватная тумбочка, опционально — полки и стеллажи для хранения вещей.

Например, тут зону для сна обустроили внутри ниши. А чтобы сэкономить место, добавили в изголовье кровати полочки для мелочей. Визуально зона отделена от остального пространства — создаётся ощущение камерности и уюта. Источник
Пространство для игр. Эту зону принято делать яркой, с большим количеством мест для хранения игрушек. Часто на пол кладут коврик: детям, особенно маленьким, нравится играть на полу. Ещё бывает, что игровую зону размещают недалеко от входа, чтобы родитель мог наблюдать за малышом из другой комнаты.
Если ребёнок постарше и у него есть хобби — игровую зону лучше обустроить в соответствии с ним. Например, добавить больше книжных шкафов, стендов для фигурок или конструкторов, стоек для хранения музыкальных инструментов и так далее. Вкусы детей быстро меняются — с ними должна изменяться и игровая зона.

Например, в этом варианте детской комнаты у ребёнка есть специальный диванчик. Там размещаются игрушки, можно посидеть с книгой или куклой. По бокам и снизу — ящики для хранения вещей. Источник
Рабочее место. Эта зона нужна детям начиная с дошкольного возраста, когда они впервые идут в сад. Там должен располагаться стол и стул, полки и стеллажи для бумаг и материалов. Лучше делать эту зону такой, чтобы ребёнку было легче сконцентрироваться:
- минимум отвлекающего декора;
- ровные линии и нейтральные цвета;
- всё нужное под рукой, не нужно вставать и куда-то идти.
Очень важно продумать в рабочей зоне хорошее освещение. Свет должен падать на стол сверху и слева — или справа, если ребёнок — левша. Так работа за столом не будет вредить глазам.

Часто рабочее место располагают рядом с окнами, чтобы естественный свет с улицы падал на стол. Источник
Если ребёнок маленький — вместо полноценного рабочего места можно поставить развивающий столик для рисования и поделок. А если речь о младенце, на месте будущей рабочей зоны можно разместить пеленальный столик.
